Когда Роберту Филлипсу исполнилось 90 лет, бывший огранщик алмазов решил вернуть Соединенному Королевству бесценную часть истории: 91-сантиметровый цилиндр из скалы в самом сердце Стоунхенджа. Теперь археологи, работающие с так называемым ядром Филлипса, почти убедительно доказали, что самые большие строительные блоки знаменитого памятника пришли из леса примерно в 25 километрах отсюда, подтверждая давнюю гипотезу.

Это ” качественная работа", - говорит Ричард Бевинс, геолог и исследователь Стоунхенджа в Национальном музее Кардиффа. Знание происхождения камней могло бы выявить будущие раскопки в этом регионе, пролив свет на древних каменотесов, которые построили эти таинственные памятники.

Начиная примерно с 3000 года до нашей эры, Стоунхендж был построен в течение сотен лет как церемониальное место людьми, родом из того, что сегодня является Уэльсом. Памятник включает в себя 52 массивных, 25-тонных кремнеземистых камня, известных как сарсены. В течение многих столетий большинство исследователей предполагали, что камни поступали из ближайшего крупного месторождения валунов, расположенного примерно в 25-30 километрах к северу от места раскопок в районе, называемом Мальборо-Даунс.

Другие указывали, что таинственные каменщики памятника не обязательно были сторонниками удобства. В конце концов, меньшие “голубые камни”Стоунхенджа—которые лежат в его центре и были гораздо более интенсивно изучены, чем сарсены—проехали около 150 километров от различных мест вокруг Уэльса.

Введите ядро Филлипса. В 1958 году Филлипс был частью команды, нанятой для восстановления трех массивных блоков, которые упали более 100 лет назад в Стоунхендже. Когда рабочие подняли один из них, камень 58, они поняли, что он треснул. Поэтому они прорезали в нем отверстие и закрепили его металлическим болтом, чтобы укрепить его. Филлипс взял просверленный сердечник в качестве сувенира; он висел в его офисе в Великобритании в течение многих лет, прежде чем он взял его с собой, когда он вышел на пенсию во Флориду.

Когда ядро Филлипса вновь появилось в 2018 году, Дэвид Нэш, археолог и географ из Брайтонского университета, и его коллеги поняли, что наконец-то у них есть недостающий фрагмент, необходимый для определения происхождения Сарсенов. Сегодня уничтожение неповрежденных фрагментов Стоунхенджа запрещено, говорит Нэш, но поскольку он уже был удален, ядро Филлипса дало им уникальную возможность для анализа.

Нэш и геолог из Брайтонского университета Джейк Сиборовски использовали портативный рентгеновский спектрометр—который, по словам Нэша,”немного напоминает лучевую пушку из старого научно-фантастического фильма", чтобы получить неразрушающие поверхностные показания всех 52 химических соединений Сарсена. Несмотря на то, что эти камни содержат более 99% кремнезема, они также содержат следы других элементов, включая алюминий, углерод, железо, калий и магний. Критически важно, что 50 из 52 Сарсенов, включая родитель ядра Филлипса, имели практически идентичный химический состав, предполагая, что все камни были взяты из одного места.

Затем команда Нэша стерла в порошок половину ядра Филлипса и провела его через ряд химических анализов, которые дают гораздо более высокое разрешение, чем рентгеновская спектрометрия.

Когда исследователи сравнили детальную химическую сигнатуру ядра с образцами, взятыми с 20 полей валунов из Южной и Восточной Англии, она почти со 100% уверенностью совпала с валунами из леса под названием Уэст-Вудс. Расположенный на юго-востоке Мальборо-Даунс, именно там, где большинство экспертов долгое время предполагали происхождение Сарсенов, исследователи сообщают сегодня в журнале Science Advances.

” Это действительно заполняет этот пробел с гораздо большей уверенностью", - говорит Ричард Мэджвик, археолог из Кардиффского университета, изучающий Стоунхендж. Однако он останавливается перед тем, чтобы назвать дело закрытым, добавив, что команде нужно будет отобрать гораздо больше 20 сайтов, прежде чем он убедится, что они исключили всех других кандидатов.

Роберт Иксер, геолог из Института археологии Лондонского Университетского колледжа, согласен с тем, что следует отобрать больше образцов. Но после десятилетий исследований, сфокусированных на голубом камне, он рад видеть, что сарсенс получает свое. “На самом деле это время Сарсенов, - говорит он. - Ими слишком долго пренебрегали.”