Людмила Чмуневич
Редактор раздела "Туризм"

Метаболическое кодирование ДНК выявляет экологический стресс у пресноводных видов.

ИЗОБРАЖЕНИЕ:  Образцы участков на реке А) Эмшер, Б) Эннепе и С) Зиг.

В исследовании, проведенного командой из Университета Дуйсбург-Эссен (Эссен, Германия) в рамках проекта «Немецкий штрих-код жизни» (GBOL II): Вера Жижка, д-р Мартина Вайс и профессор Флориан Лиз, способны обнаружить, какие виды обитают в конкретной среде обитания.

Однако, хотя уже известно, что этот метод очень полезен для получения приблизительной картины местной фауны и, следовательно, облегчает установление приоритетов в области сохранения, лишь немногие исследования изучили его применимость для вывода ответов ниже уровня видов. То есть, как популяции конкретного вида живут в интересующей среде, также называемой внутривидовым разнообразием. Между тем, последнее могло бы быть намного более эффективным в мониторинге экосистем и, следовательно, в уменьшении потерь биоразнообразия.

Потенциал метода подтвержден в новом исследовании, опубликованном в рецензируемом научном журнале Metabarcoding & Metagenomics. Для этого исследователи обследовали популяции видов макробеспозвоночных (macrozoobenthos) в трех реках Германии: Эмшер, Эннепе и Зиг, где каждая из них подвержена различным уровням экологического воздействия. Они специально изучали виды, зарегистрированные на всех участках исследования, изучая количество различных гаплотипов (набор вариаций ДНК, обычно наследуемых вместе от материнского родителя) в каждом образце. Исследователи отмечают, что макрозообентос играет ключевую роль в функциональности пресноводных экосистем и включает в себя широкий круг таксономических групп с часто узкими и специфическими требованиями в отношении условий обитания.

«Являясь самым базовым уровнем биоразнообразия, генетическое разнообразие внутри видов, как правило, уменьшается первым и восстанавливается последним после воздействия стрессора. Следовательно, оно дает представление о воздействии на окружающую среду в сообществах задолго до этого или даже, если оно никогда не наблюдается на видах уровень разнообразия ", объясняют ученые.

Emscher - городской поток в Рурской столичной области, который использовался в качестве открытого канализационного канала в течение последних ста лет и считается очень нарушенной окружающей средой. Эннепе - считающийся умеренно напряженным - проходит через сельские и городские районы, в том числе с притоком очистных сооружений. Между тем, Зиг считается стабильной, почти естественной речной системой с хорошим экологическим и химическим статусом.

В результате, несмотря на их первоначальное предположение о том, что Зиг будет поддерживать наиболее заметное разнообразие в популяциях видов, чувствительных к органическому загрязнению, таких как подёнки, стрекозы и черепа, ученые не сообщили о значительном различии со среднеспокойной рекой Эннепе. Это также верно для общего биоразнообразия. С другой стороны, команда обнаружила более высокое внутривидовое разнообразие для видов, устойчивых к экологическим нарушениям, таких как мелкие черви и особые ракообразные в сильно нарушенном Emscher. Последнее явление можно объяснить низким конкурентным давлением для этих видов, их способностью использовать органические соединения в качестве ресурсов и, как следствие, ускоренным ростом популяции.

«Его пионерское исследование показывает, что выделение внутривидовых генетических вариаций, так называемых « гаплотипов », из наборов метабаркодирующих ДНК данных является многообещающим источником информации для оценки внутривидовых изменений разнообразия в ответ на воздействия на окружающую среду для всей метаобщины одновременно», - заключают ученые.

Тем не менее, исследователи также отмечают ограничения их исследования, в том числе исключение специализированных видов, которые встречаются только в отдельных местах. Они побуждают будущие исследования также тщательно контролировать индивидуальное количество образцов для каждого вида, чтобы конкретно определить изменения генетического разнообразия.

• Добавить в Словарь