Кажется почти несомненным, что столкновение с астероидом уничтожило динозавров. Но только почти. Еще одна конкурирующая теория не исчезнет полностью: теория вымирания вулканом.

Новое исследование из Великобритании накапливает больше доказательств на астероидной стороне дебатов, добавляя при этом новый вулканический поворот. Эти исследователи говорят, что вулканическая активность действительно помогла жизни восстановиться после удара астероида.

Большинство ученых поддерживают событие удара Чиксулуба как причину гибели динозавров. Удар астероида вызвал взрыв мощностью 100 миллионов мегатонн, который изменил течение жизни на Земле. Это вызвало немедленную ударную волну и тепловой всплеск, который был бы катастрофическим для всего в этом регионе.

Он поднял в воздух перегретый щебень и расплавленную породу и послал мега-цунами, чтобы прочесать близлежащие береговые линии. Удар был настолько силен, что даже за тысячи километров отсюда есть свидетельства мгновенного вымирания различных видов животных.

Выше: эта цифра из исследования связывает геологические и палеонтологические записи вымирания K-Pg. Вулканы декана происходили как до, так и после удара Чиксулуба. Ископаемые останки не-птичьих динозавров (окаменелости тела, фрагменты яиц и места гнездования) встречаются на протяжении всей стратиграфической записи длительных эпизодов вулканизма и представлены силуэтами динозавров. Эти цифры представляют собой ископаемые залежи и имеют перекрестные ссылки на нижнюю цифру. Это показывает, что динозавры пережили вулканическую активность Деканской ловушки, но не событие удара.

Карбонатные породы были разрушены в месте удара, и это привело к выбросу огромного количества углерода в атмосферу, создав немедленный парниковый эффект. Но это продолжалось недолго.

Пыль от удара сохранялась в атмосфере в течение десятилетия, возможно, нескольких, охлаждая климат и в конечном итоге уничтожая 75 процентов жизни на Земле. Слово "катастрофа" могло быть придумано только для того, чтобы объяснить все это.

Существует огромное количество доказательств, подтверждающих эту теорию. И новое исследование добавляет еще больше доказательств в пользу этого, а также говорит, что устойчивая вулканическая активность после удара помогла жизни восстановиться.

Исследование называется "столкновение астероидов, а не вулканизм, вызвало вымирание динозавров в конце мелового периода". Она опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America.

Ведущий автор-доктор Алессандро Кьяренца из Отделения наук о Земле и инженерии Имперского колледжа в Лондоне.

Примерно во время вымирания динозавров, более официально известного как вымирание мелового периода-палеогена (K-Pg), наблюдалась ярко выраженная вулканическая активность. Деканские ловушки в Индии-один из крупнейших вулканических объектов на Земле, и извержения, которые образовали его, начались около 66 миллионов лет назад, как раз перед столкновением с астероидом.

В совокупности эти извержения называются Деканским импульсом. Исключить, что вулканическая активность является причиной или фактором, способствующим вымиранию K-Pg, было трудно.

В пресс-релизе ведущий автор статьи Кьяренца сказал: "Мы показываем, что астероид вызвал ударную зиму в течение десятилетий, и что эти экологические эффекты уничтожили подходящую среду обитания для динозавров. Напротив, последствия интенсивных извержений вулканов не были достаточно сильными, чтобы существенно нарушить глобальные экосистемы."

- Наше исследование впервые подтверждает количественно, - продолжал Кьяренца, - что единственным правдоподобным объяснением вымирания является воздействие зимы, которая уничтожила места обитания динозавров во всем мире."

Есть некоторое совпадение, которое затуманивает проблему. Удар Чиксулуба послал газы и частицы высоко в атмосферу, блокируя солнечный свет и изменяя климат.

Деканский импульс также изменил бы климат, и он начался до столкновения и продолжался гораздо дольше. Эта вулканическая активность продолжалась десятки тысяч лет.

Есть много физических доказательств как удара, так и Деканского импульса. Но большая часть работы вокруг вымирания состоит из моделирования климата и моделирования. Эта новая работа использовала аналогичные, мощные математические модели, но она также объединила это моделирование с другой экологической информацией: такими вещами, как количество осадков и температура, необходимые для процветания различных видов динозавров.

Команда нанесла свои данные на две карты: одна показывала, где находятся условия, подходящие для выживания после удара астероида, а другая-после мощной вулканической активности. Их результаты были очевидны. Они обнаружили, что только удар астероида уничтожил все потенциальные места обитания динозавров, в то время как вулканизм оставил некоторые жизнеспособные регионы вокруг экватора.

Соавтор исследования д-р Филип Маннион из Лондонского Университетского колледжа добавил: "в этом исследовании мы добавили подход моделирования к ключевым геологическим и климатическим данным, который показывает разрушительное воздействие астероида на глобальную среду обитания. По сути, он создает синий экран смерти для динозавров."

Соавтор исследования доктор Алекс Фарнсворт из Бристольского университета сказал: "Вместо того, чтобы использовать только геологические данные для моделирования влияния на климат, которое астероид или вулканизм могли вызвать во всем мире, мы продвинули этот подход на шаг вперед, добавив экологическое измерение к исследованию, чтобы показать, как эти климатические колебания серьезно повлияли на экосистемы."

Но это не последнее слово.

По-видимому, нет никаких сомнений в том, что этот удар вызвал не только немедленную массовую гибель людей, но и более долгосрочное последствие - "ударную зиму". Какая бы жизнь ни пережила катастрофу на Чиксулубе, ей пришлось столкнуться с гораздо более прохладным климатом и глобальным крахом фотосинтеза.

Но вулканы, создавшие Деканские ловушки, все еще извергались. И хотя вулканы могут охлаждать климат, посылая пыль и газы высоко в атмосферу, они также производят углекислый газ. И весь этот CO2 в долгосрочной перспективе помог климату снова потеплеть.

Таким образом, после разрушительного удара вулканы помогли жизни восстановиться снова.

Вверху: красный цвет представляет обитаемые районы, в то время как синий представляет обитаемые районы. Столкновение с астероидом не оставило подходящих мест обитания для динозавров, в то время как вулканическая активность (Деканский импульс) оставила некоторые пригодные для жизни районы.

"Мы предоставляем новые доказательства того, что извержения вулканов, происходящие примерно в одно и то же время, могли бы уменьшить воздействие на окружающую среду, вызванное воздействием, особенно в ускорении повышения температуры после зимы воздействия", - сказал ведущий автор Кьяренца.

"Это вызванное вулканом потепление помогло ускорить выживание и восстановление животных и растений, которые пережили вымирание, причем многие группы расширились сразу же после него, включая птиц и млекопитающих."

Хотите верьте, хотите нет, но вымирание динозавров к-ПГ не было худшим событием вымирания в истории Земли, несмотря на то, что оно было самым известным. Пермско-триасовое массовое вымирание уничтожило около 96 процентов морских видов планеты и 70 процентов ее земной жизни. Это было около 252 миллионов лет назад. И это, скорее всего, было вызвано обширным вулканизмом.

И еще одно вымирание, триасовое / Юрское массовое вымирание, произошло около 201 миллиона лет назад и также, возможно, было вызвано обширным вулканизмом. Поэтому разумно задаться вопросом, вызвала ли вулканическая активность или, по крайней мере, способствовала вымиранию K-Pg, которое уничтожило динозавров.

Но доказательства, подтверждающие вулканическую причину вымирания K-Pg, просто не совпадают. Вместо этого, похоже, что вулканы вызвали быстрое восстановление жизни после столкновения с Чиксулубом, впрыснув в атмосферу огромное количество CO2 и противодействуя охлаждению от удара.

"Даже в пределах места падения астероида богатые сообщества были восстановлены в пределах 30 ки от границы K/Pg", - пишут авторы в своей статье.

"Это подразумевает очень быстрое восстановление продуктивности моря, что противоречит предполагаемой задержке восстановления экосистемы, вызванной продолжающимся вулканизмом декана после границы K/Pg."

Это исследование, вероятно, не будет последним словом о событии K-Pg и массовом вымирании. Это не убедит всех ученых. Другие мыслители все еще будут указывать на вулканическую активность как на одну из причин вымирания. Другие по-прежнему будут придерживаться гипотезы множественного воздействия.

Но их число сокращается по мере того, как все больше исследований подтверждают влияние Чиксулуба в качестве причины.

Один удар, чтобы управлять ими всеми.

Источник